Путь спасения во все времена един, и начертан он для нас в Святом Евангелии. И нет препятствий для желающих спасаться во все времена, ибо желающих ведет по пути спасения Сам Спаситель. Нам же надо только искренно желать идти вослед Христа.
Попробуйте, сами пожить внимательно хоть один день, понаблюдать за собой. Кто вы-то есть по отношению к людям? Сначала узнайте себя, потом попробуйте хоть день прожить, сопротивляясь греху. Узнаете, как это трудно; а узнав, научитесь снисходить к немощам человеческим и не будете никого осуждать. Два греха самых страшных для спасения в человеке — осуждение и соблазн.
Начинать надо со смиренного призывания помощи Божией. Продолжать смиренным осознанием полной своей несостоятельности и греховности страшной. И кончать смиренным преданием всего себя в волю Божию. Начните с малого. Попытайтесь побороть себя в чем-то малом, и увидите, какой великий труд нужен для этого, и как без помощи Божией невозможен успех.
Дело нашего спасения начинается с отвержения себя и своей греховности. Надо отвергнуться всего того, что составляет суть нашего падшего естества, и должно простираться до отвержения самой жизни, предания её всецело воле Божией: «Господи! Тебе все ведомо; сотвори со мной, как изволишь».
Свою житейскую правду мы должны признать пред Богом лютейшей неправдой, свой разум — совершеннейшим неразумием.
Начинается самоотвержение борьбой с собой. И победа над собой — самая трудная из всех побед по причине силы врага, ведь я сам и есть свой враг. И борьба эта самая длительная, ибо оканчивается она только с окончанием жизни.
Борьба с собой, борьба с грехом всегда останется подвигом, а значит, будет страданием. И она же, наша внутренняя борьба, рождает и другое, ещё более тяжкое страдание, ведь в мире зла и греха человек, идущий путем праведности, всегда будет чужим в жизни мира и будет встречать враждебность по отношению к себе на каждом шагу. И с каждым днем подвижник все более и более будет ощущать свою несродность с окружающим и болезненно переживать её.
А самоотвержение неминуемо продолжает требовать, чтобы мы во всей полноте начали жить для Бога, для людей, для ближних, чтобы мы сознательно и безропотно приняли и покорились всякой скорби, всякой душевной и телесной боли, чтобы приняли их как попущение Божие на пользу и спасение душ наших. Самоотвержение же становится частью нашего спасительного креста. И только самоотвержением можем поднять мы свой спасительный жизненный крест.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Просмотры: (2)