Вполне логичный и актуальный вопрос. Может, времена изменились, и теперь, когда у нас, слава Богу, есть возможность отдавать детей в прекрасные воскресные школы, когда чудесные батюшки готовы учить наших детей, можно отправить в архив эти неудобные вопросы родительского учительства?
Закон Божий в учебных заведениях для детей начали преподавать не сегодня. И в XIX веке преподавали этот предмет по прекрасно разработанным методикам. И в начале XX века преподавали – блестяще образованные священники, обычно протоиереи, обычно – лучшие. Будущие новомученики. Но уже тогда эти же самые священники, преподаватели Закона Божия, говорили о том, что все это школьное обучение никак не снимает с родителей обязанность учить своих детей вере. Когда родители полагались исключительно на школу, а сами детей не учили, тогда обучение Закону Божию не «срабатывало». Как не сработало по отношению ко многим будущим безбожникам и революционерам. Почему? Механизмов тут может быть много.
Но вот что интересно: будущие новомученики и призывали родителей учить своих детей вере, и сами занимались подобными уроками в своих семьях. Конечно, огромную роль в их семьях играл тот самый личный пример, вообще, образовательное пространство таких семей в целом. Но это образовательное пространство «благочестивой семьи» создается в том числе и вот этим моментом: родители воспринимают самих себя в качестве учителей своих детей. Родители строят свой дом как школу, где их дети не только живут, спят и едят, но и учатся.
Я уже рассказывала о том, как об этом обо всем говорил святой новомученик Иоанн Артоболевский. Как он сам учил дома своих детей Библии, Священному Писанию – несмотря на то, что его дети получали все эти знания в гимназии. Мы знаем о том, что и в Царской Семье венценосные родители принимали самое активное участие не только в воспитании, не только в организации обучения своих детей, но и собственно в обучении. В заключении, когда царственные дети были лишены возможности продолжать обучение, святые родители сами учили своих детей – в том числе именно Закону Божию.
О том, что именно родительское это дело – учить детей Закону Божию, говорил также новомученик, митрополит Киевский и Галицкий Владимир:
«Некоторые родители, искренно сознавая свою обязанность воспитывать детей в благочестии и страхе Божием… полагают, что с поступлением их в школу эта обязанность их прекращается или, вернее, переходит на школьных учителей и законоучителей. Когда дети отданы в школу, всякие религиозные наставления и упражнения должны быть предоставлены воспитателям школы, родители уже свободны от этого, им не остается ничего более, как только требовать, чтобы школьные законоучители вели это дело как следует и в конце концов сделали их детей благочестивыми и благоговейными. Нет, благочестивые слушатели, напротив! Родители с законоучителями должны идти рука об руку и в религиозном обучении, и в руководстве к благочестивой жизни, даже более: они должны вести это дело, законоучители же и учителя им только помогают».
Сто лет уже прошло. Но и сейчас мы, родители, снова задаемся вопросом: зачем нам самим учить детей, зачем мучиться, когда прекрасные специалисты-богословы могут все это сделать гораздо лучше нас? Почему бы нам просто не отдать своих детей в какое-нибудь хорошее и правильное учебное заведение, где специалисты с соответствующим опытом и образованием будут учить наших детей? Разве не для этого, собственно, и создаются специальные учреждения религиозного образования детей? Пусть наших детей учат дипломированные педагоги с богословским образованием. И священники. Ведь это будет лучше всего, разве не так?
Но эти самые «хорошие преподаватели» и священники уже давно бьют тревогу:
«На самом деле, что такое воскресная школа? Воскресная школа – это дополнение к домашнему образованию. Только так», – напоминает таким родителям священник Павел Гумеров.
А священник, многодетный отец и преподаватель воскресной школы, протоиерей Феодор Бородин в своей новой книжке «Как вырастить счастливого ребенка» (замечательная книжка, светлая и очень реалистичная), тоже пишет о том же самом:
«Вере нужно учить. В наших семьях традиция обучения вере практически полностью прервана; есть несколько известных потомственных священнических семей, опыт которых мы все изучаем, – Соколовы, Правдолюбовы, Кречетовы. У них с дореволюционных времен сохранилась преемственность в воспитательной практике, в обучении православной вере. А у нас нет. Мы сами в свое время пришли к вере, открыли ее для себя каждый по-своему, и нам кажется, что ребенок естественно будет в ней возрастать. Но на самом деле его надо учить… У нас получается странная ситуация: поскольку родители с нами в детстве о вере не говорили, мы стесняемся об этом говорить с детьми. Рассчитываем на воскресную школу <…> Обязательно надо с детьми изучать Священное Писание, говорить о заповедях <…> И не только надо читать и обсуждать, а еще и постоянно возвращаться к этому».
Так что времена меняются, а заветы Церкви остаются все те же. Потому что Церковь у нас одна и та же – она вообще у нас одна, соборная и апостольская, со дня Ее рождения в день сошествия Святого Духа и по сей день.
Так что всегда вопрос в том, что для нас важнее, что вообще для нас важно. И если мы решим, что заниматься с детьми хоть чем-нибудь, и тем более заниматься с детьми Законом Божиим для нас важно, эта ценность – время – отыщется. А потом это время само встроится в ритм нашей жизни, станет частью нашей жизни – и все покатится дальше само собой, по накатанной дорожке. Все будет легко, когда появится такая привычка – заниматься дома с детьми. Как привычка накрывать на стол, как привычка ужинать всей семьей, как привычка мыть голову или гладить рубашку.
Будем ли мы заниматься каждый день или только раз в неделю – мы сможем познакомиться, хотя бы в общих чертах, с какой-то конкретной темой. И это время окажется особым учебным временем для всей нашей семьи. Такими небольшими шажочками, реальными для каждой семьи, мы постепенно будем все ближе знакомиться с храмом и жизнью Церкви. Вместе. Начнем с простого, потом подтянется само собой, раз уж пошли по этому пути, сложное. Начнем с детской Библии – перейдем к самим текстам Священного Писания. Потом к святым отцам перейдем. Будем все больше читать, все чаще говорить об этом со знакомыми священниками, все чаще будем обращать внимание на подобные темы. Будем читать своим детям, ради детей – и сами, таким образом, будем читать. Каждый день, хотя бы ради детей, прочитывать Священное Писание, прочитывать что-то о вере нашей – так ведь мы и сами себя просвещать будем. Так и дом весь просветим. Так вот и становится дом особенным местом, тем самым уникальным образовательным пространством, особенной воспитывающей средой. И все это уже само собой будет происходить, естественно и органично.
Вот так мы можем действительно выйти на проповедь. Сможем и правда проповедовать Евангелие Царствия маленькому народу – и детям своим, и себе самим заодно.
Анна Сапрыкина (ПРАВОСЛАВИЕ.RU)
Просмотры: (31)