Вызвать Бога на разговор, или как начать молиться

Своими словами никто не запрещает… но сможем ли?

Мне часто говорят, что наши православные молитвы на церковно-славянском языке непонятны, что «об них язык сломать можно», и, вообще, лучше своими словами с Богом «поговорить». Хотя признают, что после таких бесед в душе покоя нет. Отчасти можно понять их чаяния: в начале, стоя на службах, я тоже не могла ни слова разобрать. Постепенно, в процессе практики, чтения духовной литературы все изменилось.

Молитва — дело особо сокровенное. Это обращение к Самому Господу. Кто рискнет сказать, что такую молитву Бог слышит, а другую — нет? Да вот никто. Но почему же у нас есть определенные формы обращения? И почему мы уверены, что именно так молиться правильно?

Дело в том, что тексты, которые мы произносим на службах, и  читаем в молитвословах, тоже написаны людьми. Вот только людьми не рядовыми. Текст молитв писали будущие святые. Души их были настолько далеки от мирских тревог, а взгляд не затуманен страстями, что они могли тонко чувствовать, какими именно словами необходимо обращаться ко Господу. Например, огромный труд по написанию богослужебных книг проделан святителем Иоанном Златоустом. Если интересно, почитайте его житие, сравните себя с ним и ответьте: достаточно ли вы святы для обращения к Богу «своими словами». Я вот к таким не отношусь, поэтому читаю готовые молитвы.

Многие батюшки, особо инициативным прихожанам рекомендуют хотя бы начать молиться по молитвослову, чтобы понять принцип. И это предостережение, как мне кажется, связано с тонким моментом: чтобы молитвой не называли пустое попрошайничество. Просить у Бога, конечно, можно… когда приходит время. Но ведь в молитве еще: смирение, покаяние, хвала Отцу Небесному и святым и многое другое, а просьба лишь одна из её граней.

Когда сердце сокрушается

Секрет удавшейся молитвы кроется не только в словах, они скорее средство, а не цель. Для меня критерий один — чтобы душа горела, чтобы прям пекло изнутри… Как же сложно описать это словами! Надо ощутить!

Настоящая молитва не бывает в покое. Вот только подходы бывают разные. Мне довелось испытать ощущения погружения в молитву двумя способами. Первый — «истерический», когда ты молишь от того, что душа разрывается, и этот крик уже не удержать внутри, и тогда уже точно не до молитвословов. Ноги становятся ватными (на колени не становишься, а буквально падаешь), в груди огонь горит, прям распирает, из глаз слезы не накатывают — градом текут. Наверняка, так бывало со многими… особенно с теми, кто редко бывает в храме, потому что таким людям тяжело не отчаиваться.

И я тогда была захожанкой, верила «в душе». Так вот молитва эта не случилась, а просто накрыла меня прямо на улице: я была одна, шла по вечерней улице, и все думала о несложившейся личной жизни, о том, что время уходит, а мне так хочется нянчить малыша и заботиться о муже… и вдруг меня, как прорвало. Шел дождь, но мне было все равно: я стояла на коленях в грязи, вся в слезах и в соплях, простирала к небу руки и требовала Бога обратить уже на меня внимание. Ни гром, ни холод, ни случайные взгляды для меня не существовали в тот момент… только моя никчемная грешная душонка, и молчаливый, всесильный Господь.

Кстати, будущего мужа я встретила вскоре, то есть прямо через несколько дней, и до сих пор за это благодарна небесам. Конечно, я не могу утверждать, что это был ответ, но мне так кажется. Хотя, может не ответ, а аванс?!

И все же этот способ я не рекомендую, потому что это результат отчаяния, а сам факт такого состояния — грех… ты, как правило, не очень-то контролируешь себя в этот момент, и обращаешься к Богу абы как. Ну почему обращаясь к начальнику на работе, мы подбираем слова и стараемся выглядеть перед ним соответствующе, а к Богу — вот так дверь с пинка и все вывалить? А вдруг он реально на нас в этот момент смотрит? Он нас, конечно, любит, как Отец, но, сколько можно испытывать терпение?

Сегодня я уверена, чтобы этого избежать нужно чаще Причащаться (это дарит необыкновенное чувство умиротворения и всеобъемлющей любви), не отдаляться от людей в минуты тяжких испытаний, чтобы не впадать в уныние, и научиться молиться правильно, чтобы вовремя потушить разгорающееся пламя и направить душу к свету.

«Ангельская» радость

И вот второй способ, я называю его «ангельским», потому что, когда такая молитва удается, кажется, что сердца коснулся ангел! Достичь этого состояния нарочно сложно. Несмотря на ежедневные труды, оно может не случаться неделями, а потом вдруг раз — и чудо! Например, вот стоишь на службе, кругом гомон, да еще, кто пихнет сзади, и вдруг из монотонного чтения молитвы доносится несколько слов, значимых для тебя сегодня. Сразу забывается раздражение, в голове все прокручиваются эти слова, а в груди разливается тепло… Мы часто молимся в храме вместе, но моменты, когда душа с молитвой в унисоне так редки, и когда это случается — радость неописуемая.

Или дома: изо дня в день читаешь одни и те же молитвы, опытный глаз уже знает, где можно «срезать». И вдруг что-то щелкает, именно сегодня сердца коснутся слова: особые, чудесные, иногда радостные, иногда страшные, слова, написанные старцами и с отпечатком их святости… и вот уже опять глаза на мокром месте, а, значит, разговор состоялся.

И вот здесь мы должны вернуться к началу — как же сердце кольнет, если «язык сломаешь» и «умом не разумеешь эти церковнославянские тексты»?! Есть один акафист, написанный в начале ХХ века. Узнала я о нем совсем недавно. Язык изложения практически современный! Молитвенного правила, конечно, не заменит, но те, кто со мной обычно спорит — правила не вычитывают, поэтому для старта, я думаю, подойдет… Да и тем, кто молится давно, но еще не слышал об этом акафисте — очень рекомендую! Речь об акафисте «Слава Богу за всё», составленном митрополитом Трифоном (Туркестановым) — он просто волшебный.

Весь путь земной жизни в одной молитве. Каким удивительным, тонким чувством слова обладал митрополит Трифон! Как ярко он описал все естество и величие Божественного создания! Читая это молитвословие, остаться равнодушным просто невозможно. Оно словно встряхивает и напоминает, что все, к чему ты уже привык и воспринимаешь, как фон — чудесное создание Бога и оно прекрасно. Мне нравится, что, когда я читаю акафист, за ничтожные 15-20 минут испытываю огромный спектр чувств: от радости до скорби, а в итоге остается ощущение благоговения перед величием Создателя. Это как будто сломанный компас вдруг взяли и починили — и я снова знаю к чему стремиться и во имя чего.

Мне кажется, так должны работать все молитвы, но это происходит не всегда… потому что мы ленивы. Ну, ладно, не буду за всех — я ленива. Ведь перед молитвой нужно отрешиться от забот, сконцентрироваться, нужно понимать текст…

Молитва… насколько же она хрупка, насколько особенна для каждого. И так хочется, чтобы чудесные ощущения «ангельского прикосновения» были чаще, и каждый раз душа звенела, и все естество наполнялось радостью и умиротворением. Но одного общего для всех пути по достижению этого нет, как нет одинаковых людей. Надо искать свой, и я надеюсь, что те моменты, о которых я рассказала сегодня, помогут вам его найти.

Екатерина СМОЛЬКИНА

 

Просмотры: (30)

Добавить комментарий