Интервью Заслуженного учителя РФ Александра Михайловича ДЮЖАКОВА

На вопросы корреспондента газеты отвечает Заслуженный учитель РФ,  помощник епископа Лысковского и Лукояновского Силуана, Александр Михайлович ДЮЖАКОВ.

— Александр Михайлович, хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в целом и модуля «Основы православной культуры» в частности.

—  Здравствуйте, уважаемые читатели! Скажу честно и откровенно: я полностью за введение модуля «Основы православной культуры» в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). И не потому что я православный. Я на собственном педагогическом опыте знаю об отношении детей и родителей к этому курсу. Долгие годы в школе я преподавал авторский курс «История русской культуры» в 8 – 9 классах. Приходилось говорить и о произведениях древнерусской культуры, а она, как вы понимаете, была абсолютно православной. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении российской государственности, нашло отражение во всех сферах жизни общества. В то же время приходилось постоянно обращаться и к основам христианской нравственности. Разделить понятия «культура» и «нравственность» в принципе невозможно.

Поэтому всегда считал и считаю, что ученик, прежде чем познакомиться с произведениями русской культуры (литературы, живописи, архитектуры, скульптуры) должен получить представления о традиционной нравственности русского народа. А в ее основе лежит Православие. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши предки и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православ­ной духовной традиции.

Выдающийся русский ученый Д.С. Лихачёв говорил, что знание своей культуры является «нравственной оседлостью» человека, без которой не может развиваться ни личность, ни народ, ни государство. Основная задача модуля «Основы православной культуры» — воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к своему народу, к своему Отечеству, к тем духовно-нравственным достижениям, которые в течение целого тысячелетия создавал народ.

 

— В школах проходят собрания, на которых родители (лица, их заменяющие) выбирают модуль учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Зачем это нужно? Не проще ли школе самой определить, какой модуль будут изучать четвероклассники?

— Для начала давайте поясним, что это за предмет ОРКСЭ и причем здесь какие-то «модули». Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» введен в школах России с 2012 года. Предполагается, что каждый ученик должен изучить один из модулей, которые составляют этот курс: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Как видим курс объединяет все конфессиональное многообразие культуры нашей Родины.

Законодательством установлено, что выбор модуля осуществляют родители, а школа не имеет права действовать без их согласия. Это положение налагает на взрослых особую ответственность: безразличие, необдуманность определения образовательного модуля может стать впоследствии трагедией для личности ребенка, его семьи, всего государства. Рекомендации и советы директора школы или учителя важны, но они не имеют решающего значения. Любые ссылки на отсутствие учебников и учителей нельзя рассматривать как уважительные причины. Родителям предоставлено исключительное право оградить своих детей от плодов недоброкачественного образовательного и воспитательного процесса, сделав правильный выбор предмета для изучения.

А родители обязаны подумать, кого они планируют вырастить? Помните, нам говорили, что «школа должна воспитывать не гражданина, а хорошего потребителя». Юный гражданин должен помнить о своих корнях, иметь представление о ценностях, которые веками передавались из поколения в поколение нашими предками. Опять же предлагаю вспомнить, как нам пытались навязать так называемые общечеловеческие ценности. В результате изуродовали целое поколение молодежи.

В Конституции России говорится, что гражданин обязан сохранять историческое и культурное наследие. Сказано также, что ни одна идеология не может быть единственной и для всех обязательной. Это относится и к атеистическому мировоззрению. Лишенное религиозных корней образование, воинственно-атеистическое образование – это тоже нарушение конституционных прав граждан. Наша система образования отделена от религиозных организаций не тем, что в школе не должно быть религии как таковой, а тем, что государственное образование не контролируется религиозными организациями.

 

— Есть родители, которые считают, что на уроках ученики 4 класса будут изучать религиозные догматы, молитвы, совершать обряды, ритуалы?

— Абсолютно не согласен с такой постановкой вопроса! На уроках ни в коем случае не проводится обучение религии. Для этого есть воскресные школы при храмах. Этот предмет имеет культурологическую, а не вероучительную  основу. Он введен, чтобы пробудить у детей интерес к духовному поиску. Надо показать подросткам серьезность, глубину, многомерность той или иной религиозной культуры.

А если учитель занялся на уроке проповедью, то это может привести к далеко идущим последствиям. Правом проповеди обладают люди, имеющие специальную подготовку. Место, где звучит проповедь, — храм. Слово священнослужителя обращено к людям, которые уже сделали свой духовный выбор, и призвано помочь им совершенствоваться в духовной жизни.

 

— Есть ли какие-то особенности именно для «Основ православной культуры»?

 

— Конечно, есть, как и у любого другого предмета.

Во-первых, он так же как история и литература, только еще в большей степени, ориентирован на мир человеческих взаимоотношений.

Во-вторых, на этом уроке детям не надо сидеть как на алгебре или на русском, внимательно слушая учителя, отвечать на задаваемые вопросы, выполняя письменные контрольные. Тем более, что оценки учитель на уроке не ставит. Здесь вполне уместно сесть поближе, обеспечив особый теплый и живой формат общения. Поверьте мне, сегодня в эпоху тотальной компьютеризации у ребенка нет возможности диалога. Он постоянно слышит: «Работаем с тестами! Приближается тотальный диктант! Готовимся к всероссийской проверочной работе, ОГЭ (ЕГЭ)!» А поговорить-то некогда…

Семья и школа, к сожалению, стремясь за приобретением детьми определенного объема знаний, перестала уделять должное внимание воспитанию подрастающего поколения. Плоды такого «образования» горьки: потеряны нравственные ориентиры в жизни, деградация и разложение налицо. Достаточно посмотреть статистику детской наркомании, алкоголизма, уровня культуры или прочитать в средствах массовой информации громкий и тревожный набат о том, что нужно действовать, иначе страна и народ прекратят в скором времени свое существование. «Основы православной культуры» при соблюдении принципа светскости образования ориентированы на разрешение обозначенных проблем.

 

— А почему этот предмет введен только в 4 классе? Может, есть смысл распространить ОРКСЭ на среднюю и старшую ступень школы?

— Лично я с Вашим последним предложением абсолютно согласен. Ведь рано, например, в 4 классе говорить о «взрослых» темах. Однако предупредить их об определенных нравственно-этических запретах, установленных православием, исламом взрослые обязаны. Они же завтра вступят в такой серьезный и наполненный многочисленными опасностями подростковый возраст.

 

— А что можно считать критерием качества обучения, когда речь идет о преподавании «Основ православной культуры»?

Интересный вопрос, тем более, что оценок дети не получают.

Наверное, это отношения между детьми в классе. Их улучшение  свидетельствует о внутренних изменениях в детях. Я не имею в виду, что они станут меньше проказничать. Куда прикажете возраст деть?

Другое дело, как строятся отношения между детьми. Этого не увидишь после первого-второго урока. Нужно смотреть через полгода, а то и год.

И еще. Появились ли у кого-либо из детей новые интересы, новые вопросы. Как часто они стали задумываться над нравственными проблемами?

 

— Александр Михайлович, благодарим за беседу! Надеемся, что родители поддержат ее тему, выскажут свое мнение.

— Если у родителей, педагогов появятся вопросы, то я с удовольствием отвечу на них. Также готов и к личным встречам со всеми участниками образовательного процесса.

Просмотры: (48)

Вселенская родительская суббота

22 февраля 2020 года, во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу,  в храме в честь Преображения Господня села Спасское совершается молитвенное поминовение усопших. Заупокойная служба начинается с вечера пятницы, где настоятелем храма иереем Александром Григорьевым служится Утреня с парастасом, последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам.

В центре храма находится канун, куда верующие ставят свечи в память об умерших близких людях. Поминальный стол полон продуктами, принесенными верующими, как милостыня об упокоение усопших. Свет погашен, служба начинается при зажженных лампадах и свечах. Горящая свеча символизирует горение любовью нашей человеческой души во время молитвы.

После чтения псалмов, ектеньи и тропарей отцом Александром в центре храма перед кануном читается 17-я Кафизма Псалтири (118 псалом), где говорится о воздаянии праведникам и грешникам от Бога, об их ответе перед Господом за свои дела, и где молитвенно поминаются усопшие. Служение Утрени заканчивается чтением канона за всех почивших православных христиан.

Тишина раннего субботнего утра, легкий морозец, безоблачная лазурь небосвода, над горизонтом восходит ослепительно яркое солнце. Души верующих, спешащих в храм, наполняются радостью от созерцания Божественной красоты природы, и благодарят Господа за возможность помолиться в храме о тех, кто нам близок и дорог, о ком помним и скорбим.

Колокольный звон, называемый в народе молитвой в звуке, разносится над селом, возвещая о начале Божественной литургии, где поминаются не только живые, но и усопшие. В конце богослужения отцом Александром освящается коливо для раздачи мирянам и поминовения усопших.

Затем настоятель храма обращается к верующим с проповедью. Он отмечает: «Сегодня, в канун Недели о Страшном Суде, все мы от лица земной, воинствующей Церкви, молимся о всех тех, кто жил когда-то на этой земле, а сегодня своими бессмертными душами пребывают в загробной жизни.

     Все мы вместе с Церковью веруем и исповедуем, что наступит время Второго пришествия на землю Христа. Однако когда Спаситель придет второй раз — тогда совершится Страшный Суд. С какой душой мы предстанем перед Господом? А качество души зависит от наших дел и помыслов, от которых мы можем осудиться или оправдаться. Если творим добрые дела, то душа наша преображается, облагораживается. Если совершаем дела злые, то душа наша искажается грехом.

     Не будем дожидаться того момента, когда по немощи нашей к нашему смертному одру будут приглашать священника, чтобы он совершил над нами, может быть, единственное в нашей жизни Таинство Причастия, а постоянно будем ходить в храм на исповедь и причащаться Святых Христовых Таин. Пока у нас есть возможность принести Богу чистосердечное покаяние, пока есть возможность помолиться о себе и обо всех тех, кого нет уже с нами, будем использовать эту возможность!

Сегодня Церковь молится обо всех: и о тех, кто удостоился христианского погребения, и о тех, кто скончался при трагических обстоятельствах, исключивших возможность отпевания. Сегодня мы поминали и тех, о ком, может быть, никто никогда не молился. Бывает, что человек умер, а у него не осталось ни одного близкого человека, и помолиться-то о нем некому.

Когда человек умирает, то подводится итог всей его жизни, но он уже ничего не может изменить к лучшему. Усопший может только рассчитывать на молитвы тех, кто знал и любил его при жизни. Ведь по молитвам родственников Господь может изменить участь усопшего. И насколько важно поддерживать души близких людей поминовением на Божественной литургии, чтением Псалтири. Сам умерший за себя помолиться уже не может.

Мы всегда скорбим о потере близких людей, но будем помнить, что человек живет вечно, что смерть – это только разлука, мы связаны с усопшими узами молитвы и любви. Если мы любили ближних при жизни, то и по смерти продолжаем любить их. Постараемся все наши силы вложить в усердную молитву о них.

Верующие люди, в отличие от остальных, имеют великое утешение, которое помогает им пережить кончину близких, — это молитву за своих усопших, которая, как нить, соединяет нас и людей, уже ушедших.

Будем помнить о родительских субботах, не забывать о них. Будем верить и знать, что через нашу молитву Господь упокоит усопших в Царстве Небесном, а через их молитвы и нам подаст Свою Божественную благодать».

Часто бывает так, что смерть близкого человека кардинально меняет нашу жизнь. Мы приходим в Церковь и становимся настоящими православными христианами. Скорбь приводит нас к Богу. Мы молимся об усопших, и они чувствуют нашу молитву, которой мы облегчаем их загробную участь. Будем задумываться о том, что нам всем предстоит предстать перед Богом и дать ответ за свои дела, поэтому будем стараться каждый день в своей жизни проводить благочестиво».

Просмотры: (6)