Держаться за ниточку внутренней молитвы

Из античной литературы вы, наверное, помните образ Лернейской гидры. В нашем народном творчестве это Змей Горыныч — как только Иван-царевич срубает ему одну главу, на ее месте тотчас появляется новая. Это персонифицированный образ вселенского зла. Безусловно, и мифологический, и сказочный образы не на пустом месте возникли, их никак нельзя назвать выдумкой. Иногда даже в храмах, на западной стене, изображается этот поверженный во ад змей. На кольцах туловища можно прочитать надписи семи убийственных страстей, восходящих к трем основным — гордости, гневу и похоти. В плену этих грехов и может оказаться христианская душа, легкомысленная и невнимательная, если, забыв Христа, позволит изгнанному из сердца лукавому возвратиться вспять с семью злейшими духами.

Где-то в сокровенных потемках нашего сердца скрывается гордостная самость, или «семя тли», о котором упоминается и в ежедневных вечерних молитвах.

Это ядовитое семя, источающее тление, — наше эго, мнимая самодостаточность; это наше «я», норовящее выпрыгнуть на первое место в алфавите. Действительно, эгоизм — источник всех бед и трагедий человеческой души. Как свидетельствует преподобный Макарий Великий, даже у великих святых где-то в глубинах сердца остается «стропотность» — начало самоутверждения. Потому они и благодарили Бога и за скорби, и за болезни, хорошо зная, что собственными усилиями избавиться от злосчастного «семени тли» невозможно.

Самомнение, высокое о себе суждение, предательское чувство собственной исключительности, фарисейское начало, противопоставляющее себя окружающим, гонор подросткового возраста (кстати, совершенно ни на чем не основанный), обидчивость, иногда патологическая, — всё это многообразные проявления самости…

Гордостное начало, при максимальном развитии, приводит к безумию.

Увы, встречаются такие люди, которые не в состоянии сказать: «Я ошибся, я был неправ, простите меня». Посмотреть на себя со стороны, критически воспринять себя им невероятно трудно — это симп­том болезни, зашедшей далеко.

Мрак гордости является, по существу, одной из вечных мук, «кромешной тьмою».

Вечные муки уже сейчас имеют место в нашей жизни, с той только разницей, что мы, находясь в потоке времени и не потеряв свободы покаяния, можем из этого потока выплыть. Но гордость производит ослепляющее действие — не видно ни зги, только кончик собственного носа и возможно разглядеть.

Если бы не Господь и Его благодать, то ни у кого из нас не было бы ни единого шанса выбраться из этого потока на свежий воздух и увидеть свет Божий.

Вы знаете, что смирение (изгоняющее гордость) не имеет ничего общего со слабохарактерностью, с готовностью уступать злу, с забитостью. Смирение — это воздаяние Творцу подобающей чести и хвалы и, одновременно, исповедание собственной слабости, немощи. Такое устроение души христианина тотчас восполняется энергией Святого Духа, и немудрено: «Бог смиренным дает благодать» (см.: 1 Пет. 5,5). Человек смиренный всегда смотрит на себя со стороны, а ведь это основа психического здоровья. Чем отличается уравновешенный человек от неуравновешенного? Неуравновешенный в своих словах и поступках действует изнутри самого себя, неадекватно воспринимает окружающий мир, не замечает реакции ближних на свои действия. Уравновешенный способен оценивать себя со стороны и корректировать свою деятельность. Эта «оглядчивость» — важный признак того, что вы находитесь в ясном уме и здравой памяти.

Есть еще один признак душевного здоровья — самоирония. Это состояние, когда ты можешь улыбнуться, посмеяться над самим собой. Ты оставляешь за собой право на ошибку. Смирение дает знание меры и позволяет обрести душевный мир. Смирение поставляет человека в состояние просителя, который, будучи никем и не имея ничего, знает, что может получить от Бога всё. Он возлагает на Создателя всю свою надежду, трудится сам, но успеха ожидает свыше; он достигает цели, но не приписывает себе в том заслугу; он всегда благодарит Спасителя — и за неудачи, обусловленные нашими несовершенствами, и за победы, которые дарует Бог, чудесно восполняя наши силы. Смирение возвращает личности человека гармонию, баланс ума и сердца и ту полноту внутреннего бытия, которая именуется у людей счастьем…

Мы должны с неослабным терпением и вниманием держаться за золотую ниточку внутренней молитвы.

Наш бессмертный дух (после святого крещения) обладает способностью всюду и всегда памятовать, что Бог есть, что Он нас видит, слышит и любит.

На призывающую нас благодать душа христианина призвана отвечать кратким, но сердечным, постоянным молением.

Вслед за святым апостолом Павлом святитель Феофан Затворник учит, что тайная молитва нашего духа — словно мерцающая в сердце лампада. Главное, ради чего мы изучаем Священное Писание, читаем молитвенное правило, готовимся к Святому Причащению, принимаем Святые Тайны — молитва ума и сердца. Обрести эту золотую ниточку дано тому, кто неленостно призывает Иисуса Христа. Иногда молитва даже бывает бессловной — когда все наши мысли и чувства просто устремлены ко Христу.

Если ты с глубокой верой, духовно предстоя Богу, взываешь: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешнаго», если при этом хранишь сердце от худых мыслей и нечистых чувств, то мало-помалу душа умягчится…

До поры до времени все мы чувствуем, что сердце наше как будто имеет двойное дно. Преподобный Макарий Великий говорит, что иные, чувствуя духовный свет в душе, по неопытности думают, что Божия благодать всецело их просветила. Между тем у грешной души есть глубины, которые еще никогда не видели света Божиего. Хотя сама по себе душа проста, грех сделал ее многослойной и многосложной. Как открыть все эти этажи? Ответ один: внимательная, покаянная, неспешная молитва, которую ты совершаешь пред лицом Христа, как больной пациент, готовый лечь на операционный стол. «Господи, ты видишь мою душу, ты видишь греховные язвы моих страстей, Ты единый можешь уврачевать и исцелить меня, вверяю себя Тебе, как Всемогущему врачу, — помилуй меня!»

Человек на молитве — это больной, который позволяет Врачу вскрыть свое сердце до последних его глубин.

Так и будем молиться — с глубоким вниманием, целеустремленностью, сознанием своей немощи и верой в помощь Божию!

Протоиерей Артемий Владимиров

 

Просмотры: (2)

Добавить комментарий