Рожденные гордостью
Какая страсть больше всего разрушает нашу жизнь?
Большинство церковных людей не задумываясь ответят: гордость. И будут абсолютно правы.
Мы неспроста много говорим о гордости: каждый из нас в той или иной мере горделив. И наше положение сродни больному, который со всеми говорит о своем недуге, ищет врачей, назначающих правильное лечение, интересуется, как болезнь проходит у других, что помогает бороться с недугом.
Гордость действительно убийственный и страшный порок. Гордость – это путь, который однозначно ведет в бездну. Поэтому важно вовремя выявить эту страсть и с корнем вырвать, не забывая, что она, возможно, даст новые ростки, которые порой нужно выкорчевывать всю жизнь.
Прп. Антоний Великий говорит: «В очах Божиих любой грех мерзостен, но более всего мерзостна в глазах Божиих гордыня человеческого сердца».
Откуда происходит гордыня? Грех гордости зарождается, как правило, из тщеславия, но бывает и врожденным.
Тщеславие – один из самых распространенных грехов, в бесовскую ловушку которого запросто попадают практически все люди. Все мы по немощи нашей ищем славы. Некоторым удается выбраться сразу же, увидев тщетность своих усилий, но многие застревают и после попадают сразу же в цепкие руки гордыни.
Зародыш гордыни растет в человеке с каждым днем, укрепляясь за счет порождаемых ею других грехов и страстей. Гордость очень плодовита на зло, она провоцирует в человеке все самое низшее и негативное.
Если гордый человек не достигает желаемого, он впадает в уныние.
Когда верующий человек сталкивается с трудностями, он всегда надеется на помощь Божию.
Гордец же, надеющийся лишь на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит этого не может сделать никто.
Таким образом, уныние – порождение гордости.
Если в человеке глубоко укоренилась гордость, если он пытается справиться с унынием собственными силами, но из этого ничего не выходит, такой человек может впасть в следующее проявление гордости – гнев.
Гнев проявляется тогда, когда гордый человек напрасно пытается достигнуть чего-либо желаемого, надеясь при этом исключительно на свои силы и не давая Богу возможности помочь ему.
Подобно гордости, гнев также бывает малозаметен на первых порах своего проявления. Сначала возникает слабая раздражительность, потом – гнев.
Но и гнев – это не вершина страсти. Однако всякий гнев, если его вовремя не остановить, превратится в злобу. А вот злоба – уже состояние бесовское, это признак совершенного отсутствия в человеке любви, и из подобного состояния выйти очень непросто.
Апостол Павел предупреждает христиан: «Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4:26, 27).
Злой человек спастись не в силе. Он не может быть вместе с Богом, потому что там, где зло, уже нет Бога. Злоба – это то, что связывает человека с диаволом, и такие люди помимо своей воли становятся игрушкой в его руках.
Все преступления в мире совершаются в состоянии злобы, к которой сподвигла человека гордыня. Она убивает все живое и настоящее на своем пути, обезжизнивает существование.
Вечная добродетель
А что обогащает нашу жизнь? Что делает ее счастливой и полноценной?
Счастлив тот, кто не требует от жизни многого.
Все мы в той или иной мере ждем и стремимся ко многому, но умение довольствоваться малым больше всего и обогащает нашу жизнь.
Тогда каждодневные мелочи приобретают особую цену и значение.
Но такое видение под силу только любящему сердцу. Только любовь преломляет греховность и обнаруживает скрытую красоту.
Только любовь способна вызвать искренний интерес к жизни, к тому, что происходит вокруг нас, к людям, которые находятся рядом.
Только любовь помогает принять мир с его беспредельной сложностью.
Только она способна дарить непередаваемые ощущения душевной полноты и окрыленности при соприкосновении с любимыми строчками книг или еле слышной вдалеке тихой мелодией, или увиденной картиной, которая прошла сквозь века, чтобы показать нам свою красоту.
Как ценны моменты истины, когда в прочтенном или услышанном вдруг нежданно находишь ответ на давно волнующий тебя вопрос.
Любовь к своей земле, стране, к своему народу, любовь к своей вере, любовь крепкая, неистребимая, укорененная веками поколений, – это непобедимая сила, способная противостоять самым страшным грехам, вместе взятым.
Следование любви – это следование долгу, наполняющему смыслом жизнь и вдохновляющему служить своим идеалам.
Любовь дарит беспредельную возможность творить.
В отличие от любви, ненависть и злоба никогда не смогут создать ничего вечного в этом мире и никогда не смогут победить любовь.
Почему мы врем?
Почему мы врем? Потому что не знаем цену словам, потому что мним о себе что-то, потому что не уважаем собеседника… И еще очень много существует причин для лжи.
Многим, наверное, известна строка Евангелия: «В начале было Слово». Это значит, что Сам Бог явился в мир как Божественное Слово. Через слово в мир должна являться только правда. Но, к сожалению, ложь также облеклась в человеческое слово.
Празднословием и ложью убивают время бездельники, занимаясь бесконечным самооправданием, осуждением и обсуждением – завистники и гордецы, которые выискивают недостатки у окружающих и радуются их промахам. Пустые и пафосные слова бросает эгоист и властолюбец, чтобы подчеркнуть свою значимость и указать подчиненному его зависимое положение…
Каждый из нас должен знать цену слову и быть ответственным перед ближним за все сказанное — порой необдуманно и грубо. Как часто слово, сорвавшееся с наших уст, не отражает истинного отношения к человеку. Но тем не менее оно способно ранить так, что шрам от него в душе останется на всю жизнь.
Особенно опасна ложь, прикрытая благородными и великими целями. Неискушенный может принять такие слова за истину и устремиться к ложным горизонтам и подвигам. Слово может спасти человека или разрушить жизнь. От нашей разборчивости и ответственности зависит этот результат.
Не будем бросать слова на ветер, не будем метать, как бисер, перед теми, кто их не оценит. Давайте дорожить словом, наполнять его смыслом и истиной, чтобы в конце жизни, когда неизбежно придется отвечать за все сказанное, нам не было невыносимо больно и горько.
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)
Просмотры: (1)