Любить врагов своих

«И если любите любящих вас, — говорит Христос, — какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 32-36).

Трудны эти заповеди для нас немощных, склонных ко злу более, чем к добру. Трудны они, но нельзя назвать их невозможными для исполнения. Если бы они были неисполнимы и невозможны, то Господь не заповедал бы нам исполнять их. Кто научится принуждать себя ко всему доброму и будет испрашивать у Бога помощи, тому будет все возможно. Конечно, не вдруг можно сделаться добродетельным, милосердным, как Отец Небесный; но постепенно можно восходить от одной степени добра к другой. И телом человек возрастает не вдруг, тем более нужна постепенность в возрастании души в любви и других добродетелях.

Дорогие братия и сестры, надо начинать этот подвиг с сердечным желанием, ревностью и усердной молитвой, восходя в любви к врагам. В чем же должна проявляться наша любовь к врагам? Чтобы научиться любить врагов, нам надо научиться не мстить им, не платить злом за зло, оком за око, зубом за зуб. Всячески надо погасить в себе чувство мести, борясь с ним, прося у Бога помощи. Не спеши исполнить то, что подсказывает тебе злая мысль, дай успокоиться волнению сердца, вспомни заповедь Божию и спокойной душой размысли, как тебе поступить. Если решишься не мстить врагу, то благо тебе: ты исполнил великую заповедь Христову, ты одержал великую победу не над людьми, а над собою, над злом, над виновником зла — диаволом.

Хорошо не мстить врагу, но еще лучше делать добро ему. Предположим, что кто-нибудь наклеветал на нас, повредил нашему служебному положению. Вы перенесли это, хотя и не без горя, а может быть, и не без слез. Вы не проклинали врага, не молились об отмщении ему — это хорошо. Но не здесь конец любви, нам нужно учиться большей любви: делать добро ненавидящим нас, нам нужно учиться подражать Небесному Отцу, Который благ к неблагодарным и злым. Предположим, что ваш враг попал в беду, ему грозит лишение места, он оклеветан, но вы имеете возможность помочь ему. И вот вы забываете обиду на него, восстанавливаете его честь, делаете ему добро. Вы взошли на другую, высшую степень незлобия. Вы явились подражателями Христа, Который молился за врагов Своих на кресте и спас гонителя Своего, Савла, сделав его апостолом Павлом. Такую же добродетель явил в жизни своей и преподобный Серафим Саровский, чудотворец. Разбойники, требуя от него денег, избили его, оставив его еле живым. И когда их отыскали и предали суду и наказанию, то преподобный простил их и умолял судей отпустить их, что и было исполнено.

Поэтому будем стараться делать все, что способствует к примирению с врагом. Не ждать, чтобы он извинился перед нами, а первыми постараемся положить начало примирения. Не убегайте свидания с ним, постарайтесь с ласковым словом встретить и побеседовать с ним, подарить ему какой-нибудь подарок (хорошую духовную книгу и т. п.). Не легко так делать. Нужно принуждать себя к этому, нужно бороться с собою. Без труда и борьбы невозможно преуспеть в добродетели, невозможно и спасти душу свою. Царство Небесное, спасение души, силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11,12.).

Но одного усилия своего недостаточно, нужна для этого помощь Божия, которая приобретается молитвой. Итак, будем усердно молиться Богу, Матери Божией, святому ангелу хранителю и всем святым, чтобы помогли нам одолеть вражду, смягчили сердца наши и помогли стяжать любовь ко всем и вечное спасение.

Архимандрит Илия (Рейзмир) (Свято-Троицкая Сергиева Лавра)

Просмотры: (3)

Добавить комментарий