Знаешь, какая картина мне нравится? Когда я иду в воскресенье утром на службу и вижу на улице людей, ждущих автобус, чтобы поехать в церковь. Конечно, в этот час на автобусной остановке стоит всего несколько человек, потому что очень рано, часов шесть, а тем более зимой, когда холодно.
Другая картина, которая меня трогает, – это когда люди заходят в церковь и идут ставить свечечку. В тот момент, когда я выхожу из царских врат, чтобы возгласить: «Мир всем!» – я вижу, как открывается дверь храма, человек берет свою свечечку, ставит ее и возносит молитву.
Другая картина – когда верующий подходит и берет антидор…
Зачем я говорю тебе всё это? Потому что как-то сказал одному человеку, пришедшему в церковь:
– Я очень рад, что ты пришел в церковь! Восхищаюсь твоим рвением и устремленностью, смирением и подвигом!
Здесь ведь действительно встает вопрос о подвиге и труде. Это ведь жертва – встать с тепленькой постели, покинуть свою уютную комнатку, теплую зимой или прохладную летом, в зависимости от сезона, и отправиться в церковь.
Этот верующий ответил мне:
– Да что вы говорите, отче! Я ведь всё коснею в своих грехах и никак не исправлюсь! Вы же меня знаете!
Я сказал ему:
– То, что ты совершаешь, – это твой подвиг. Твоя борьба – это твой вклад, твоя доля.
Ты встаешь и идешь в церковь, хотя устал и так хочется спать, хотя летом так жарко, что и думать ни о чем невозможно из-за жары. Может, накануне ты поздно уснул, но, несмотря на это, всё равно идешь. Это твоя доля подвига, и она очень важна и ценна. Станешь ли ты хорошим или нет – это зависит от Бога, это подарит тебе Он. Бог подаст тебе Свою благодать, вложит желание бороться, смиряться, дарует и перемену, отнимет страсть, истязающую тебя, освободит от напряжения, сделает так, что ты перестанешь злословить, подаст тебе больше любви.
Когда? Он знает когда, я не знаю. Может, уже сегодня, а может, завтра, может, и через несколько дней, несколько месяцев… Бог знает. Но то, что ты делаешь, вот это твое – оно прекрасно и крайне важно! Вот эта твоя борьба, твой подвиг, твое соучастие. И ты уже можешь сказать: «Господи, я тоже что-то вкладываю в это великое начинание, называющееся спасением моей души. У меня самого ничего особенного нет. Ломаный грош, и тот не мой. Могу дать только свое благое произволение, благое расположение, малый труд. Вот только это малое, ничего больше».
Святые мученики отдавали свое тело – их убивали, отсекали им руки, ноги, сжигали, бросали в негашеную известь, вешали, расчленяли. Таких мучеников были тысячи! В прежние эпохи существовали такие мучения. Господь это попускал тогда. Столько боли, столько слез, столько крови! А мы в нынешнюю эпоху уже не такие серьезные христиане. Но и сегодня Господь засчитывает твой труд. Сегодня Христос не призывает тебя отдать кровь – по крайней мере пока, не знаю, что будет дальше, если что-нибудь изменится, но пока Он не ищет от тебя чего-то крайнего и чрезмерного, столь героического, чтобы ты дошел до того, чтобы сказать: «Я всё отдаю за Христа! Умираю за Него!» Он ищет от тебя только малого.
И вот я вижу это малое, радуюсь и поздравляю тебя! Поэтому и не ругаю, когда совершаешь грехи. Я имею в виду, что даже не могу тебя заругать. Ведь ругают не когда согрешаешь, а когда не подвизаешься. Грешить – это человеческое, а вот не подвизаться – это уже проблема. А ты ведь прилагаешь усилия.
Так что всегда прилагай усилия! Придет искушение – вступи и ты в борьбу, напрягись немного и сделай шаг вперед, поборись капельку, чтобы противопоставить себя, а не так, чтобы с приходом помысла тут же совершить грех. Воспротивься немного! Конечно, несмотря на свое сопротивление, ты, борясь, можешь в конце концов и не сдержаться, когда припечет, закричишь, начнешь ругаться и нервничать. Это я понимаю. Но приди опять, разберемся! Приди опять в Христовы объятия, и Господь скажет тебе: «Я снова тебя прощаю! Я снова тебя люблю и снова исправляю! Снова забываю всё. Мне достаточно только увидеть, как ты подвизаешься и утруждаешь себя. Хотя бы немного».
Что же ты не можешь хотя бы малого, друг мой, что с тобой происходит?
Не можешь одного, не можешь другого. А что ты можешь? Ты что, болен, дорогой мой человек? Говорю одно – это тебе кажется тяжелым, говорю другое – это неприподъемно. Я не хочу, чтобы ты становился подвижником. Не говорю, чтобы ты ушел на Святую Гору Афон, остался там и подвизался весь год. Там ведь не вкушают растительного масла по многу дней, воздерживаются от пищи целых три дня, едят раз в день, кладут поклоны, а Великим постом поклонов в два раза больше. А что делаешь ты? Ходишь в церковь?
Вот так мы и начнем, с этого простого дела – чтобы ты ходил в церковь. Исполни свою часть подвига, сделай что-нибудь малое. Никто тебя не упрекает, что ты не совершаешь великих и трудных дел. Но пусть Бог увидит, дитя мое, хотя бы твое доброе расположение, доброе произволение, пусть увидит немного любочестия! Это говорит и старец Паисий: «Немного любочестия, дитя мое!»
Покажи что-нибудь. Не ищи без конца оправданий, что ты, мол, чего-то не можешь, а это не получается. Ну, хорошо, сегодня у тебя не получается. А когда получится? В следующее воскресенье получится? «А, не знаю, может быть». Ну, а теперь ты понял, что в конечном счете ты просто не хочешь себя принудить? Но пока ты не начнешь принуждать свое «я», оно будет тебя принуждать. И если уж принудит, то станет тебя мучить, и твое «я» превратится для тебя в кошмар, ты окажешься в большой беде. Так что выбрось свое «я», чтобы найти своего Бога. Выбрось свое «я», и знаешь, где его найдешь? В объятиях Бога!
Я это позаимствовал, нашел у старца Паисия: «Если выбросишь свое Я, найдешь его в Божием объятии». Выбрось свое «я» – и найдешь его в Христовой любви! Твоя жизнь изменится. Так не пекись же целыми днями напролет о своем эго, своем «я», ты ведь себя просто балуешь. Не хочешь лишиться ничего, не хочешь себя утрудить: как бы тебе не недоспать, как бы не утомиться, как бы не охладиться…
А ну-ка постой! Что же получается? Что здесь у нас существует такое счастье, что нам даруется целый рай? Я сказал «даруется», потому что это нам дается даром: так или иначе, что бы ты ни сделал, всё это будет даром, так пойди же и ты, протяни свои ладони, чтобы принять этот дождь, льющийся с неба! Весь подвиг, который ты совершаешь, и есть это раскрытие своих ладоней, чтобы Бог мог наполнить их дарами.
Те, которые подвизаются, должны подвизаться еще больше, чтобы иметь смирение среди своих многочисленных подвигов. Им надо совершать еще один подвиг – молиться о тех, кто не подвизается.
Ты только подумай, какое смирение сокрыто в том, чтобы бодрствовать на молитве и молиться о том, чтобы уснули страдающие бессонницей. И не завидовать тем, кто спит, а говорить: «Господи мой, я бодрствую ради Тебя, стою и молюсь до двух-трех часов ночи, но молю Тебя: даруй сладкий, тихий и возвращающий силы сон тем, кто хочет уснуть в этот час и не может».
Вот это здоровый подвиг – подвизаться, но с любовью к другим, так, чтобы в твоем подвиге содержалась сладость, любовь и единство с остальными людьми, а не самодовольное чувство того, что ты от них отличаешься, ты не такой, и дерзость: «Я уникален и, вероятно, немного даже святой!»
Как хорошо решали эти вопросы святые: с великой любовью, смирением и простотой по отношению к другим. Авва Пимен стоял как столп на молитве. У него была огненная молитва, он возносил руки, и люди видели, как его пальцы начинают пылать и излучают свет. Всё его тело было сплошной молитвой. Огненной молитвой! И вот однажды он немного присел, чтобы отдохнуть, и увидел, что монаха, молившегося вместе с ним, одолевает сон. Святой не стал будить его, не толкнул в бок: «Проснись, христианин мой, проснись!» – а взял и подставил ему плечо, а потом уложил его себе на колено. И знаешь зачем? Чтобы утомившемуся монаху лучше спалось, чтобы он отдохнул. А святой усугубил свою молитву: стал молиться и за себя, и за друга-монаха, который отдыхал.
Красиво, правда? Ничего не скажешь. Благость! Строг к себе, снисходителен к другим. Снисходителен не в том смысле, что он балует другого и говорит ему: «Это не грех, ничего страшного! Делайте что хотите, согрешайте себе беспрепятственно». Я не это имею в виду.
Надо быть честными с самими собой.
А честен с собой не тот, кто говорит: «Аборт – это не грех! Прелюбодейство – не грех! Кто курит, ничего в этом страшного нет!» Это не честность, это воистину расслабление и духовное обезличивание. «Нет ничего плохого! Всё дозволено!» Я не это говорю. Я говорю, что когда какой-нибудь человек подвизается, но падает, ты не станешь добивать его. Ты окажешь ему любовь, снисхождение, сострадание, понимание.
Вот это и означает аскеза и подвиг. Это и есть самопожертвование в Церкви. А что делаем мы? Да ничего! Мы просто протягиваем руки и говорим: «Господи, когда Ты посылаешь дождь, мы не держим над собой зонта».
Один ребенок, чтобы оправдаться передо мной, почему он не на уроке, говорил:
– Когда Господь посылал дождь и раздавал ум, я держал зонт.
Я сказал ему:
– То, что ты говоришь, неправда. Я каждого есть свои дарования. Каждый может чего-то достигнуть. У тебя тоже есть ум. Может, ты и не решаешь трудных задач, не станешь ученым-астрофизиком, но тоже можешь получить диплом, тоже можешь поступить в университет и закончить его. Найди же свое дарование.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Просмотры: (1)