Знаете ли вы, как изменить одного человека? Я помню, как однажды ко мне на исповедь пришла одна пожилая пара, очень пожилая пара, им было по 85 лет. Я сказал дедушке:
– Может быть, иногда говоришь своей жене какие-нибудь плохие слова?
– Нет, батюшка! Мы никогда не ссорились!
– Как это возможно, в течение стольких лет? Она ничего плохого не сделала тебе, не ворчала? Ничего! Как? Как это возможно?
А он ответил мне:
– Я часто нервничал и хотел злиться на нее. Но когда я приходил домой, она ждала меня с подносом в руках, на котором были сладости, вода, кофе… Она знала, когда я возвращаюсь с работы домой, выходила на улицу и ждала меня. Открывала мне дверь и говорила: «Заходи, я ждала тебя, садись и выпей кофе!» Уводила из комнаты детей, чтобы они не шумели, и говорила: «Отдыхай!» Приносила мне чистую одежду, обувь, и, какой бы я раздраженный не был, я ничего не мог сказать ей. Я хотел ей сказать что-то, но не мог.
Затем на исповедь пришла бабушка, чье лицо сияло так, что раскрывало ее душевное расположение. Я сказал ей:
– Бабушка, столько лет ты прожила со своим мужем, он когда-нибудь ругался с тобой?
– Нет, батюшка! Как он может ругаться со мной. Знаешь ли ты, какой он добрый человек! Он никогда не кричал на меня, а я делала много плохого, ворчала на него и так далее… В то время как он весь день трудился в поле, а я сидела дома. Разве я уставала дома?
Вот видите, это искусство. Некоторые люди это усвоили, и даже если захочешь поссориться с таким человеком, то не сможешь это сделать. Они такие позитивные люди, с такими хорошими чувствами, что даже если захочешь, не сможешь на них рассердиться.
Патерик рассказывает, как дьявол явился к одному игумену и сказал:
– Ты знаешь, сколько раз я пытался поссорить монахов? Пытался это сделать разными способами. Создавал непонимание между ними, и еще чуть-чуть, и мне бы удалось это сделать. Но, к сожалению, все мои попытки не увенчались успехом.
Игумен спросил его:
– Почему тебе это не удалось сделать?
– Ох, они знали одно слово!
– Какое слово?
– Благослови, прости меня!
Монахи научились просить прощения. Если что-то происходило между двумя иноками, один из них говорил:
– Благослови, батюшка! Прости меня!
И все!
Но мы начинаем возражать и спорить:
– Что плохого я сделал? Разве тебя это касается? Это тебя не волнует?
И так далее. Затем происходит взрыв. Если зажжется огонь, то ты не сможешь его потушить. Все так просто, только необходимо человеку это осознать. Даже брак является искусством. Научиться жить с другим человеком – это искусство. Есть добродетельные люди, которые не очень хорошо усвоили это искусство, и, хотя они живут духовной жизнью, имеют в себе что-то отталкивающее. То же самое происходит и в браке – ты видишь женщину, которая духовно развивается, постоянно ходит в церковь, исповедуется. Но, к сожалению, у себя дома, вместо того чтобы привлечь своих домочадцев, она отталкивает их. Почему? Потому что она так приучена – всегда угрюмая, постоянно чем-то недовольна, не говорит, чего она хочет. Ну, скажи дитя мое, что тебе не нравится. Научить об этом говорить – это не лицемерие.
Св. Исаак Сирин говорит: «Когда в твой дом приходит гость, позаботься о нем, прояви к нему внимание, как будто ты видишь Бога, Ангела Божьего». Поцелуй ему руку и скажи, что для тебя большая честь, что он пришел в твой дом, предложи ему сесть, дай ему свободу в твоем доме и скажи ему приятные слова. Прояви почтение сверх своих сил и похвали его. Но не для того, чтобы быть человекоугодником, а чтобы научиться общаться со своим братом. В Патерике говорится: когда видишь, что кто-то хвалит другого, то знай, что этот человек святой.
Если чужому человеку, который совсем не интересует нас, мы еще можем сказать что-то хорошее, то как жена скажет, что сестра ее мужа хорошая?
– А твоя свекровь хорошая?
– Я прощаю ее, батюшка! Что бы она ни сделала, я прощаю ее!
– А ты любишь ее?
– Ну… люблю ее.
Особенно сейчас, когда она умерла… Когда свекровь умерла, только тогда сноха начала ее любить. А когда она была живая, то сноха держалась от нее подальше. Не слышал, чтобы сноха похвалила ее. Чтобы похвалить кого-то, необходимо мужество.
То же самое относится и к нам, духовникам. Если спросим у какого-то духовника о его собрате:
– Хороший ли этот клирик?
– Да, хороший, – ответит он.
А другой клирик о том же духовнике скажет еще больше хороших слов. Потому что он духовно поднялся выше других и смотрит на всех, как на ангелов. Вы возразите мне: неужели духовники не имеют недостатков? Да, имеют, но что тебе мешает сказать о нем доброе слово? Что тебе мешает это сделать? Если не можешь сказать доброе слово о другом человеке, то это значит, что ты духовно болен. Поэтому давайте заглянем внутрь себя и посмотрим: смогу ли я, как монах, похвалить других иноков, или я, как игумен, ‒ похвалить других игуменов?
Хвалит ли женщина других женщин? Например, хвалит ли невестка свою свекровь или свекровь ‒ свою сноху? Хвалит ли ее? Когда приходишь в гости к невестке, то говоришь ли ты: «Как вкусно ты сегодня сготовила! Как хорошо ухаживаешь за моим ребенком! Как я рада, что мой сын женился на тебе! Только ты можешь сделать моего ребенка счастливым!» Так ли ты поступаешь, или по-другому? Или, как только зайдешь в дом невестки, начинаешь выговаривать ей:
– Мой сын, кажется, похудел! Мой сын о чем-то волнуется!
В следующий раз ты видишь улыбку… Но какая это улыбка… Сквозь зубы, холодная улыбка, как солнце зимой. Затем у вас начинается большая буря.
Это простые, повседневные вещи, но очень важно знать их. Давайте сейчас вернемся к благодарности. Почему мы благодарим Бога? Для чего? Ради повседневности? Это очень низко. Что мы скажем?
– Спасибо, Господи, что мои дела идут хорошо, что мы здоровы, что мои дети живы и здоровы, благодарю Тебя за все это.
Прекрасно, поблагодарим за это Бога. Но не в этом заключается причина, чтобы благодарить Бога. А в чем же тогда?
Бог есть нечто высшее, что Он дал нам. А мы об этом не имеем ни малейшего понятия. Что говорит Церковь? «Благодарим Тебя за Твою великую славу!» Мы благодарим Бога, потому что Он Господь, потому что Он есть Бог, а не что-то другое. Благодарим Его, потому что Он любит нас, Он первый возлюбил нас и заповедал нам искать Царствие Божие, а все остальное приложится. Поэтому мы должны благодарить Его – прежде всего, за Царствие Божье, которое Он дал нам. Что сказано в одной молитве, которая читается на Божественной литургии?
«Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты ‒ Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные».
Мы благодарим Бога, потому что Он стал Человеком ради нас, потому что удостоил нас стоять рядом с Ним, возлюбил нас, и мы благодарим Его за все остальное. Знаете ли вы, что важнее всего ‒ благодарность Богу за огромные испытания, через которые мы прошли? Вы знаете, насколько это важно? Действительно, наступит время – и хорошо будет, если оно наступит, пока мы живы, а не когда умрем, – для того, чтобы благодарить Бога за все скорби в нашей жизни. Вы знаете, когда? Когда мы проявляем терпение, молимся и прославляем Бога, а затем боль в нашем сердце притупляется и становится приятной. Яд становится лекарством, горькое становится сладким, а потом происходит то, о чем говорил и Давид: Благо мне, что я пострадал (Пс.118,71.). Благо мне, что Ты допустил, чтобы мне было больно, чтобы я был огорчен, побежден, сломлен, это является драгоценным благом для меня. Но когда мы это говорим? Только тогда, когда почувствуем в нашей жизни благотворную Божью руку. Когда врач делает нам операцию, мы испытываем боль, и тогда мы редко говорим:
– Спасибо!
Кто тогда говорит врачу:
– Спасибо, что ты меня прооперировал!
У тебя везде болит, и тебе не до благодарностей… Но когда операция закончится, когда мы поправляемся, и опасность миновала, ‒ только тогда мы говорим:
– Спасибо, доктор! Ты действительно помог нам, и мы выздоровели!
Мы благодарим, ощутив себя здоровыми.
Очень хорошо было бы, если бы мы благодарили врача во время наших страданий, во время операции. Благодарить Бога. Благодарить, когда мы находимся на Божьей педагогической операции, испытывая боль, скорбь, кровотечение. Вы знаете, как важно, чтобы тогда человек произнес слова: «Слава Богу!» Церковь всегда подчеркивает пример праведного Иова, а святой Иоанн Златоуст говорил:
«О, блаженный голос Иова! Когда стал блаженным Иов? Когда умерли его дети, когда он все потерял, когда он был презренным, отвергнут, когда его бросила жена, когда он страдал, то тогда он сказал:
– Да будет благословенно имя Господне! (Иов 1, 21)»
И действительно, тогда он был блаженным, а не тогда, когда у него все было хорошо, и он произносил слова: «Слава Богу!» Тогда эти слова не имели никакой ценности, и они нечего не стоили. Когда у нас все хорошо, легко сказать: «Слава Богу!» И горе нам, если мы этого не говорим!
Представьте себе, у вас все хорошо, а вы не говорите: «Слава Богу!» – Это говорит о вашей огромной неблагодарности. Но когда в жизни у тебя все идет наперекосяк, ты испытываешь боль, но находишь в себе силы сказать: «Слава Богу!» ‒ то ты действительно блаженный. Ты нашел ключ, и хотя он маленький, но этим ключом открывается большая дверь. Именно этот ключ откроет дверь в Царство Божие, где все уже блаженно.
Авва Исаак Сирин говорит: «Уста, которые благодарят за все, принимают благословение от Бога. Сердце, в котором живет благодарность, приходит благодать». Он еще сказал, что ни один дар Божий не обходится без прибавления, кроме того, за который мы не благодарим.
Старец Ефрем Катунакиотис – этот большой столп Церкви ‒ рассказывает, что однажды старец Иосиф Исихаст вздохнул и сказал:
– Ах, столько лет мне потребовалось, чтобы раскрыть тайну благодати!
Старец Ефрем, будучи молодым, не посмел спросить его, какова эта тайна. Прошло время, и спустя годы он спросил его, и старец Иосиф ответил:
– Благодарность. Это тайна благодати.
Хочешь преуспеть в духовной жизни? Учись благодарить Бога за все.
Св. Исаак Сирин говорит, что сердце, которое постоянно благодарит Бога, приносит Божьи дары человеку. И наоборот, то, что приносит искушения в душу человека, является ропотом сердца. Почему? Святой объясняет: «Бог терпит все немощи человека, но не терпит человека, который постоянно ропщет, и наказывает его, оставляя впасть в искушение». Словно он говорит тебе: «Послушай, не терзай себя, но если хочешь преуспеть в духовной жизни и быть благословленным ‒ научись благодарить Бога за все». А мы поступаем наоборот – сразу же начинаем роптать:
– Почему меня постоянно постигают искушения? Почему ко мне приходит скорбь? Почему у меня все происходит вопреки моим желаниям?
Потому что мы постоянно ропщем, а ропот превращает добро во зло. Когда Иисус исцелил десятерых прокаженных, только один вернулся и благодарил Бога. Христос говорит:
– Я же исцелил десятерых! Только один вернулся?
И кто же он был? Иностранец, не еврей.
– А где же остальные девять? Куда они ушли?
Они не вернулись, чтобы поблагодарить Бога.
Столько лет мы в Церкви, но мы не похожи на нашего Отца
Я не хочу утомлять вас больше, но я настаиваю на благодарности Богу. Потому что это важный ключ к духовной жизни. За все эти годы, что я говорю с вами, вы не слышали от меня, чтобы я учил вас, когда есть еду с растительным маслом, а когда без масла, когда нам надо есть морепродукты, а когда рыбу. Все это внешняя рамка. Да, мы это будем соблюдать, мы должны соблюдать посты – это форма, которая сохраняет сущность. Но я хочу говорить о вещах, которые являются ключом к духовной жизни. Почему? Потому что, к сожалению, мы научились лишь соблюдать форму, и прискорбно, что столько лет мы в Церкви, но не приобрели черт, характерных для Божьего человека, и мы не похожи на нашего Отца. Если мы дети Небесного Отца, то, как это возможно, что мы непохожи на Него? Бог есть свет, и Он говорит: се, творю все новое (Откр. 21, 5). Бог живет в неприступном свете, Он есть свет, любовь, мир, дает радость, благодарность. За все благодарите (1 Фес. 5, 18), – говорит апостол.
Сущность Церкви – это Святая Евхаристия, и она призывает нас благодарить Господа, Который дает нам такую благодать и свободу; мы свободные дети Бога. Сегодня все говорят о свободе, о радости. Но где все это можно найти, если не в Церкви? Возможно ли, чтобы Божий человек не имел радости, благодарности, мира? Значит, что-то происходит, значит, его духовная жизнь до сих пор была недостаточной. Как пересоленную пищу нельзя есть, то же самое происходит и с нами. Все мы здесь более или менее церковные люди, пусть каждый посмотрит на себя, а не на других, чтобы увидеть, как многого нам еще не хватает и какую картину мы создаем для других людей. Какую картину? Картина Царства Божия, приходящая в мир и показывающая, что Церковь Христова – это надежда мира. Люди спрашивают нас:
– Но где эта надежда? Кто воплощает эту надежду? Когда мы настолько трудные и неблагодарные люди, как мы можем другим людям дарить надежду? Словами?
Нет. Мы будем отвечать перед Богом не только за то, что погубили себя, но и за то, что растоптали перед людьми эту Божью картину. Действительно, мы должны быть такими, о которых говорит Христос:
– Город, который стоит на горе – чтобы все нас видели и говорили: вот они! (ср. Мф. 5, 14)
Давайте позволим Богу действовать в нас, и узнаем тайну благодарения, и будем достойно и праведно благодарить Христа. Но по какой причине и когда? Тогда, когда наше сердце начнет думать в первую очередь о небесном, а не земном. Мы должны благодарить Бога за все великие духовные дары, которые Он дал нам, а затем благодарить за земные блага. Тогда благодарность преобразит наш характер.
Митрополит Лимасольский Афанасий
Просмотры: (2)