30 сентября Святая Церковь прославляет память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, ублажая их страдания за веру в Господа нашего Иисуса Христа.
Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершались эти страдания. Святая София жила в Италии в городе Риме во время царствования императора Адриана. Лишившись в молодые годы своего супруга, она одна принялась за воспитание своих малолетних деток — дочерей Веры, Надежды и Любови, из которых Вера была самая старшая — двенадцати лет, Надежде было десять лет, а Любови — девять лет.
Будучи сама благочестивой и усердной христианкой, она старалась и дочерям своим привить тот же дух благочестия, веры и любви ко Господу нашему Иисусу Христу. Располагая достаточными материальными средствами, она всецело предалась подвигам христианской любви, помогая бедным. Дети, которые вообще увлекаются примерами, видели в ее жизни хороший образец для подражания в благочестивой жизни, и неудивительно, что малолетние девицы были настроены весьма благочестиво. «Дети мои, — говорила святая София дочерям, — вы должны прежде всего быть достойны своего высокого христианского звания и украшаться христианскими добродетелями веры, надежды и любви сообразно со своими именами». Они имели горячую веру в Бога, в Троице славимого, а также и в будущую блаженную жизнь, которую Бог обещает дать всем возлюбившим Его от всей души. А более этой любви, как если кто положит душу свою за Христа, нет на земле. Мученический подвиг за Христа поставлен на самой вершине христианских добродетелей.
В то время было страшное гонение на христиан, было много мучеников в Риме, и святая София часто беседовала о них со своими дочерьми. Видя ее благочестивое житие, нашелся один доносчик и сообщил о ней наместнику города Рима Антиоху, который потребовал святую Софию с дочерьми на суд к императору Адриану. Святая София хорошо понимала, что ее ожидает на суде, если она твердо исповедует христианскую веру, и она за себя не беспокоилась, но беспокоилась за своих дочерей, которых мучители не постесняются предать на мучения. Устоят ли они в исповедничестве или нет — вот что ее тревожило. И веруя, что Господь может их укрепить, они вчетвером помолились Господу, сказав: «Боже Спасителю наш! Помоги нам славы ради имене Твоего», и, осенив себя крестным знамением, отправились во дворец императора Адриана.
Последний удивился их спокойствию и бесстрашию и, расспросив об их вере, ничего им на этот раз не сделал, отослав их только на три дня в дом одной знатной римлянки в надежде, что она сумеет разубедить их. Но святое семейство было непоколебимо, и все это время они занимались молитвою и приготовлением к ожидающим их мучениям. «Дети мои милые, — говорила им святая София, — вот близок день, в который вы венчаетесь мученическим венцом на небесах и, как невесты, явитесь пред своим Женихом и радостно вступите в Его светлый чертог. Не жалейте за веру в Спасителя отдать на муки ваши юные тела и вашу цветущую красоту, не жалейте временной жизни. Господь Иисус Христос все возвратит вам: раны ваши исцелеют, и тела ваши будут светиться небесной красотою. Временную жизнь заменит вам бесконечное блаженство в Царстве небесной славы».
Святая София хорошо понимала, что язычники будут стараться заставить детей ее отречься от Христа обещанием подарков и всяких удовольствий в этой жизни, потому она и старалась изобразить эти земные радости и утехи недостойными христианина, которому уготовано блаженство на небе. Она умоляла дочерей пребыть верными Христу, этим они и докажут свою любовь к матери. «Не бойтесь мук, — говорила София, — я верую, что Спаситель не оставит вас среди страданий. Он будет с вами неотступно, станет укреплять вас Своею благодатью, сплетая для вас неувядающие венцы». После таких и подобных увещаний сестры воспламенились еще большею любовью ко Господу Иисусу Христу и выражали сильное желание открыто исповедовать Его Богом пред язычниками.
Через три дня святое семейство опять было позвано на суд к императору. Император, видя, что они остаются непреклонными в исповедании христианской веры, решил разговаривать по отдельности с каждою сестрою.
Первой была призвана Вера, которая на предложение воздать почести богине ответила отказом, за что ее немилосердно стали бить по обнаженному телу, удивляясь ее сверхъестественному терпению, ибо она не издала ни одного стона или жалобы. Тогда мучители усугубили ее страдания — отрезали у нее груди, что вызвало негодование и осуждение даже со стороны самих язычников. Затем ее положили на раскаленную железную решетку, но никакого вреда от этого она не получила. Затем погружали ее в кипящую смолу с маслом — и от всех страданий хранил ее Господь Спаситель. Тогда мучители, придя в неистовство и злобу, вынесли ей смертный приговор чрез отсечение главы, и, таким образом, святая Вера прославила Бога смертью святого Предтечи Господня Иоанна. Когда Вера услышала этот приговор, то радостно сказала матери своей: «Молись о мне, мать моя, чтобы я совершила свое течение и перешла к желанному концу и узрела бы любимого мною Господа и Спасителя моего». Мать же отвечала ей: «Ты, Вера, воздаешь мне добром. Иди к Жениху своему, и помяни меня пред Ним, и помолись о сестрах своих».
После святой Веры мучители так же расправились с Надеждой и Любовью, предав их смерти чрез усечение головы. Святая мать их, София, за это время перенесла невыносимые, ужасные телесные и душевные страдания. Она была истинною мученицею без пролития крови. Язычники не захотели предавать ее мукам телесным, наоборот, разрешили ей похоронить своих дочерей за городом, и она, не отходя от могилы, тихо проливала свои слезы, прося Господа, чтобы Он и ее душу приобщил к душам святых мучениц. Господь исполнил ее просьбу, и она в третий день мирно почила на могиле своих дочерей. Христиане похоронили ее в той же могиле и почитали святую Софию мученицею Христовою, ибо она мучима была не менее дочерей, хотя и не пострадала телом.
Святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, увещевала своих дочерей не дорожить своей временной цветущей жизнью ради приобретения жизни будущей и этим оказала им большую любовь. Так же и мы должны смотреть на эту кратковременную жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает — и нет его. Такова в точности и наша земная жизнь: родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает, и нет более человека. А если так, то жертвовать временною жизнью ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать жизнью ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35). Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне… всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным… Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 28, 32, 37). Таким образом Господь от нас требует к Нему жертвенной любви, любви делом, которую и принесли Ему святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и София.
Итак, будем помнить, что жизнь наша кратковременна и что она нам дана для приготовления себя к будущей жизни, что будет воскресение и будущая вечная жизнь. Расположим свою жизнь так, чтобы не осквернить себя никаким пороком, но чтобы вместе со святым апостолом Павлом мы могли сказать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец, правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» (2 Тим. 4, 7—8).
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Просмотры: (1)