Слово к выходящим из храма при появлении проповедника и о разговаривающих во время проповеди

Когда вам кто-либо работает, вы оплачиваете труд его. Кому делают добро, тот уплачивает за это благодарностью. Но некоторые из вас, возлюбленные, удерживают мзду работающих у вас о Господе. Мы говорим о служителях Церкви, проповедующих вам слово Божие. Они трудятся для дела Божия, для спасения вверенных им душ христианских, и труд их тяжелый. Те, для кого они трудятся, должны бы признавать этот труд и признательность эту выражать благодарностью, уважением к их труду, внимательностью к их слову. Так повелевает Дух Божий через Апостола: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших (Евр. 13,17). Но таковой признательности, такой благопокорливости некоторые из христиан не оказывают проповедникам слова Божия.

Мы замечаем, что когда проповедник выходит к вам возвещать волю Божию, учение Христово и некоторые из вас по усердию своему в это время устремляются к нему, чтобы стать к нему ближе и не пропустить ни единого слова из того, что будет им возвещаемо, то другие, напротив, в это время направляются к дверям, чтобы выйти вон, а некоторые начинают в это время разговаривать. Какая обида для проповедника может быть больше той, как эта, когда долженствующие слушать не только не хотят этого делать, но и препятствуют говорить? Не есть ли это выражение крайнего пренебрежения? Где страх Божий? Где любовь братская? Где уважение к лицу? Где знаки простого приличия? Разве не знают так поступающие, что церковные проповедники суть служители Христовы? Не свое слово они проповедуют, а слово Того, Кто сказал первым проповедникам: идите, научите все народы… соблюдать все, что Я повелел вам… Слушающий вас Меня слушает (Мф. 28,19-20; Лк. 10,16). Представьте себе, что пред вами стоял и говорил бы Христос: ужели бы вы отвратили лицо свое от Него, чтобы выразить пренебрежение к Нему? Конечно нет,— но вы так делаете, когда отвращаете слух от проповедников, поставленных на это дело Христом: вы обращаетесь к ним спиной, когда они обращаются к вам лицом, и уходите пред их глазами. Вы разговариваете, смеетесь, когда они учат и увещевают вас. Разве не боитесь суда Божия? Разве не верите слову Его?

Быть может, кто-либо скажет: «Мы сами всё знаем, нас нечему учить». Так говорить может только гордость. Век живи, век учись — вот правило истинной мудрости. Если хочешь быть истинно добродетельным, поучайся в законе Божием день и ночь, и будешь подобен дереву, растущему при истоках вод и дающему плод свой во времена свои (Пс. 1,2-3).

Вы, разговаривающие, и вы, убегающие от проповеди, разве не понимаете, что этим вы оскорбляете чувства ваших братий по вере? Ибо истинно верующий не может не оскорбляться, когда кто-либо с пренебрежением относится к словам проповедников, говорящих слова Божьи, и когда пренебрежением своим оскорбляет тех, в ком они, верующие, видят служителей Христовых, наставников своих о Господе. Разговаривающие или обращающиеся спиной к проповеднику, когда он обращается к ним со словом назидания и увещания, нарушают правила даже обычной общественной жизни, житейского приличия, закона вежливости…

Какой благовоспитанный человек отвернется от того, кто обратился бы к нему со словом? Проповедь церковная составляет часть богослужения; уходящий от проповеди грешит, как оставивший богослужение до окончания его, и этот грех не останется без истязания в тот день, когда от христианина потребуется отчет во всех делах его. А разговаривающий во время проповеди виновен как нарушитель тишины во время богослужения…

Итак, возлюбленные братья, будем внимать сказанному: будем и Бога бояться, и уважать Его священников, слушая их как Самого Христа, дабы и за свои добрые дела и за уважение к ним получить от Бога великую награду.

Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский

 

Просмотры: (2)

Добавить комментарий