Апостольский пост: миссия семьи

Петров пост, или, иначе, апостольский пост – самое время, чтобы вспомнить об апостолах. О служении апостольском. И вроде бы апостольское служение, миссионерство – это что-то такое далекое, высокое и несколько экзотическое. Но вот что интересно: в православном учении эти темы имеют самое непосредственное отношение к самым простым и, наверное, в наше время обычно занятым людям – к родителям.

«Семья, дети – малое словесное стадо, которое дается человеку для апостольского служения, для проповеди Христовой. Домашний апостолат всегда был неотъемлемым от жизни Церкви; без него нет и самой домашней Церкви», – писал профессор, отец шестерых детей, священник Глеб Каледа в своей удивительной книге «Домашняя Церковь». Вот об этой уникальной родительской миссии нам и напоминает наступление апостольского поста…

Оказывается, чтобы проповедовать, необязательно выходить на улицы, вооружившись брошюрами и цитатами. И чтобы «научить народы», не обязательно «все бросить» и куда-то далеко ехать. Достаточно прийти к себе домой. Ведь наши дети и есть те самые народы, не просвещенные словом Божиим, которым мы, родители, должны проповедовать Евангелие Царствия…

Учить вере – учить и словом, и жизнью. Учить детей вере – в первую очередь показывать им пример. Самим быть верующими и верными Богу. «Голое» слово, не подкрепленное жизнью, не просто дает мало эффекта, а почти не работает… Когда на языке у нас одно, а на деле мы живем противоположным, то почти гарантированно мы вырастим лукавых и изворотливых лицемеров. Слово должно подкрепляться жизнью. Слово должно пронизывать жизнь самого учителя…

Здесь вырисовываются две крайности. Первая – учить только словом, как будто этого достаточно. Вторая же – объявить, что слово не нужно вообще, обучать детей «теории» веры не нужно, и задача родителей – только «хороший пример показывать». Но христианское учение о воспитании детей, практика жизни христианских семей говорит о том, что должно быть и то и другое. Как в служении апостола, как в служении священника, так и в служении родителя: и дело, и слово.

Начинается все со Священного Писания: И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4), в славянском переводе – «но воспитывайте их в наказании и учении Господни». К этой родительской заповеди обращались многие отцы Церкви. Святитель Иоанн Златоуст объясняет эти слова апостола, в частности, как необходимость изучать с детьми Священное Писание. С апостольских времен это – роль родителей в Церкви, функция родителей в христианской общине: учить детей, учить подрастающих христиан вере. Подрастут – перейдут «в руки»  священников. Перейдут в другую школу, общую школу для всех христиан – в Церковь. А пока христиане малы возрастом, они учатся в школе-семье у учителей-родителей.

Например, будущего вселенского учителя и святителя Василия Великого учил «благочестию» его отец. А его сестру, святую Макрину, также учила Священному Писанию мать этого семейства. Об этом сказано в житии Макрины, написанном… еще одним ребенком из этой семьи, святителем Григорием Нисским. В этой семье оба родителя, Василий и Эммелия, учили своих детей вере. Учили словом и делом. Это буквально «формула образования» из текста, написанного святителем Григорием Богословом… Результаты подобной педагогической деятельности нам известны: в этой семье выросло пятеро прославленных Церковью святых, великих святых нашей Церкви.

Не всегда, не все родители были согласны быть такими учителями в своих семьях. Пытались переложить эту обязанность на плечи Церкви. Но святые отцы снова и снова напоминали родителям: родили – значит, воспитывайте и учите. Сами учитесь в Церкви, считаете себя христианами – учите своих детей вере. Особенно много на эти темы говорил великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст. Он внушал: «вы все возлагаете на нас <священников>, тогда как только бы вам надлежало учиться у нас, а женам вашим у вас, детям тоже у вас; напротив, вы все оставляете нам».

Ходим в храм, молимся, проповеди слушаем – значит, уже можем, уже должны стать учителями своих детей: «По выходе из церкви… пришедши домой, надобно… сейчас же взять книгу, и вместе с женою и детьми привести на память, что было говорено <в церкви>; потом уже приступать к делам житейским», – говорит все тот же святитель Иоанн Златоуст. Часто он повторял эту идею после многих проповедей. Так и сделаешь свой дом Церковью. Так дом твой станет Небом…

Учить своих детей вере – неотъемлемая часть христианской заботы о ребенке. Родитель-христианин – он не только родитель. Он еще и учитель… А еще и руководитель, и попечитель-заботник, и наставник. И образовывать, и, как музыкальный инструмент, настраивать ребенка должен. Это Иоанн Златоуст перечисляет такие роли: «Не поселил ли Я, – скажет Бог, — сына твоего с тобою с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем, руководителем, попечителем и начальником? Не отдал ли в твои руки власть над ним? В нежном возрасте образовывать его и настроивать повелел Я».

Обязательно учить детей и личным примером, и всей жизнью воспитывать детей. Без учения жизнью голое учение не работает. Но это самое учение детей родительским словом – вещь в нашей Церкви обязательная. Святитель Иоанн Златоуст не устает повторять: говори, наставляй, учи сына Писаниям Божественным. Так что учить своих детей вере, Писанию – неотъемлемая часть христианской заботы о ребенке. Часть, всего лишь часть. Но часть неотъемлемая.

Анна Сапрыкина (ПРАВОСЛАВИЕ.RU)

 

Просмотры: (2)

Добавить комментарий